Семиглавая,.. черника!!!

Туапсе 8-86167-22846. Это справочная автовокзала.

Выезжаем с трассы на центральную улицу аула Большое Псеушко, далее по аулу мимо магазина (с левой стороны) и проезжая по мосту оказываемся на конечной остановке автобуса "Туапсе - Аул Большое Псеушко". Конечная остановка - это своеобразная площадь, ограниченная небольшой речкой (левым безымянным притоком реки Большая Псеушко), недостроенной мечетью и фельдшерским пунктом. Через речушку находится за невысоким забором клуб (Дом культуры). Здесь главная дорога поворачивает направо (мимо мечети на ЮВ), мы же пересекаем ручей по маленькому мостику и мимо клуба идем на СВ удаляясь перпендикулярно от речушки оставляя слева от себя Дом культуры. 50 метров, переходим деревянный мост через р. Большая Псеушко и двигаемся вдоль ее правого берега вверх по течению до конца аула. Дорога под ногами – грунтовка. Будет много съездов, но главная дорога сохраняется вплоть до переправы (~800 метров). Там на другой берег р. Большая Псеушко переброшены два бревна сбитые вместе досками. От туда (по левому бережку) нужно спуститься в низ по течению до впадания р. Тыгба (~50метров). В этом месте к реке идут и ее пересекают много грунтовых дорог, поэтому тропиночку идущую в 5…10 метрах параллельно реке и изрядно заросшую травой найти не просто. Если тропку вы не нашли – двигайтесь вдоль реки (не переходя ее) вверх на полянку с пасекой, там за сараем она идет хорошо набитая траверсом в метрах 10 выше Тыбги (передавайте пасечникам привет, они – хорошие люди). Волок идет по руслу реки, время от времени выходя то на один, то на другой берег, минут через 30 после пасеки тропа всеже выходит на волок, когда тот начинает подъем от реки. Волок периодически разветвляется, при движении по нему необходимо придерживаться правого направления. Где-то через 40-50 минут хода от пасеки (после перехода через верховья Тыбги, оставляя ее слева от себя и резкого набора высоты) волок равнозначно разветвляется. Одна дорога пойдет налево, огибая хребет Пшенахо с запада (направление дороги – Север), ошибочно повернув на нее вы будете несколько раз пересекать ручьи и набирать-набирать/сбрасывать высоту. Это неверный путь. Нужная дорога уходит вправо на водораздел р. Наужи и р. Тыбго. Дальше вправо где-то должна ответвляться старая дорога на Красноалександровский аул, но мы ее не видели, потому считаем, что Наша дорога остается одна, от развилки она слегка набирает высоту и затем идет минут 40 практически полого пересекая водораздел. Слева по ходу склон, справа обрыв к реке Малая Наужи. Дальше пересечем один из ручьев-притоков М. Наужи и поднимемся дорогой выше, здесь деревья расступаются и можно наконец рассмотреть урочище Наужи. Его противоположная стена – хребет Поперечный Шпиль с ближней к нам горою Псегеф. Очень красивые останцы скалы Псеченах. Гора Семиглавая находится за ними. За этим местом, спустя несколько минут, слева (когда склон отступит вглубь леса) следует искать тропинку, уводящую с дороги. Там находится балаган у дольмена. Дорога тоже выведет к дольмену, но не стоит на нее полагаться. В начале лета 2004 там было очень много волоков и свежих ответвлений, вокруг спиленные стволы… потому надежнее сойти на тропу, чем разбираться с многообразием направлений, впрочем можно пробовать сворачивать на левые дороги, но не подниматься по ним в гору, ведь дольмен и балаган стоят на довольно плоской территории. Дольмен - одиночный, рядом с ним табличка о причастности государства к его охране. Он очень сильно (по самое отверстие) врос в землю, пробки нет, сложен из отдельных блоков. Построен спиной к ручейку. Балаган часто посещаем людьми, активно выпивающими, о чем свидетельствует огромное количество стеклотары. Внутри стол, ярусные нары (потолок 3 м), кирпичная печка с двумя конфорками для готовки и глухой трубой для сушки одежды и обуви, крыт хорошим железом. Есть хорошо оборудованное костровое место для готовки пищи на улице (навес). Подъем от остановки в ауле к дольмену довольно утомителен, несмотря на то, что идти немного – всего 5-6 км. У нас он занял (если не считать поиск дороги) около 3-х часов времени.

Дорога, ведущая от дольмена переходит ручей и через 20 минут резко заканчивается и превращается в хорошую тропу (до этого момента вам встретится два ответвления вправо, которые нужно игнорировать). Тропа приближается к р. Наужи. Необходимо идти вдоль реки, пока не подойдете к броду, это от дольмена ~40 минут.

Переходим Наужи (ширина 10 метров, глубина по колено), на другой стороне много хороших мест для стоянки. Рядом с этим местом обозначена высота останца 723 метра. Сразу за бродом (через 50 метров и вправо) тропа начинает набор высоты. Вначале по водостоку, затем переходит на хребет и по нему идет до самого перевала. На 4,5 км пути она набирает 800 метров высоты. Подъем нашей группы занял 4 часа.

Здесь, на седловине, за металлической оградкой стоит памятник, на который приколочено около шести мемориальных табличек от различных организаций Краснодарского края. Посередине седловины прямо на земле лежит металлическая табличка в виде восьмиконечной звезды с выгравированной надписью, гласящей о том, что здесь в ноябре 1988 года погиб А. Долматов, совсем еще молодой парень.

От седловины идет три тропы:

•  На г. Батарейную ( вершина 1684 м), там стоит (точнее, уже почти лежит) триангуляционная вышка. Это самая высокая гора на данном участке хребта: северо-западнее Главный Кавказский хребет вообще даже близко не поднимается до такой высоты, а в противоположном направлении более высокая точка - гора Аутль - находится более чем в двадцати километрах по прямой. Ближайшая более высокая точка не находится на ГКХ - это гора Шесси (1839 м) на северо-востоке. Северо-западный отрог этого массива идет параллельно нашему хребту и чуть ниже его, а между ними внизу берет начало река Большой Пшиш. От перевала к ней мы ходили за 2 часа, до нее около 7 км по четкой тропе. Важно не перепутать Батарейную с предидущей вершиной высотой 1627,9 метров, она чуть ниже и выгнута полумесяцем. Подниматься на Батарейную лучше влоб, на триангуляционную вышку.

•  На высочайшую из вершин Семиглавой (1453 метра). Подъем на нее идет то самому хребту по пути преодолевая два горба. На эту же вершину есть еще одна тропа, но по ней подниматься гораздо сложнее.

•  На летник. Эта тропа идет обходя видимую с седловины вершину Семиглавой с правой стороны. Она спускается в зону леса и выводит на полянку поросшую лопухами, там у ручья стоит домик – летник. Он бы давно развалился, если бы не руки Александра и Галины, живущих летом в домике, застеливших окна и потолок клеенкой, поддерживающих порядок. Кроме того, в один из периодов затяжных дождей Галина расчистила тропы по Семиглавой, так что будете с комфортом ходить по тропам – вспоминайте ее добрым словом. Хозяева летника – чуткие и добрые люди, многое знающие о Семиглавой ее растительности. От перевала к летнику идти 20 минут.

Спуск с Семиглавой можно совершить множеством способов, в том числе и по Яшкиной тропе, я предлагаю пройденный, проверенный способ. От летника нужно подняться на семиглавую по верхней, северозападной тропинке, выдти из зоны леса, пройтись через поляны по сильно эррозированным тропо-оврагам, перейти два ручья, пройти островок леса в ущелье направленном на югозапад и оказаться на полянке. Впереди слева будет вершина обозначенная 1425 метров, справа сзади вершина 1338 (эта единственная вершина Семиглавой находящаяся в стороне от осевой линии), на ее склоне есть памятник защитникам из нержавеющей стали, на котором написано слово «Слава» и изображена лавровая ветвь. Сюда идти от летника минут 30-40. С этой полянки одна тропа идет влево вниз в сторону вершины 1425, там должно быть начало Яшкиной тропы. Наша тропа идет вправо чуть-чуть вверх и за деревья, как бы в обход памятника «Слава», она продирается сквозь заросли радодендрона, а затем начинает падать круто серпантином вниз. На тропе много поваленных деревьев, но через 20 минут спуска мы выходим на начало грунтовой дороги у вырубки. Здесь в дорогу вливается справа еще одна дорога. Главные правила пути следующих 4 часов – двигаться слегка забирая влево, никаких правых поворотов, только по геометрическому направлению колеи, на пересечения дороги другими волоками не обращать внимания. Только вниз и только на север. Дорога слегка виляет, но направление держит точно, слева в ущелье будет река Караковская Щель, справа чаще всего склон. О неприятностях – в начале дороги есть участок метров 500 очень жидкой дороги (там ее пересекает ручей), идти соответственно нужно по краю или по лесу до хорошо укатанной вырубки, воду на 3,5 часа нужно набрать с собой из ручья (в начале вырубки). В конце концов дорога приведет к реке Пшиш. Тут она поворачивает налево в Терзиян (2 км), форсируя речку (вода ниже колена, 10 метров шириной). Вправо будет через 4 км аул Алтубинал. Из Терзияна идет автобус в 14:15 до Туапсе. От летника до остановки наша группа сбежала за 5,5 часа.

Следует отметить, описание составлено от похода 12-14 июня 2004 года, 3 дня стояла солнечная безоблачная погода, но 11 июня прошел ливень.

Автобус из Большого Псеушхо на Туапсе уходит в 15:40

Добрых дорог Вам!!!

Группа друзей из Ростова-на-Дону.