Бешенка, Индюк, Семашко, Два брата, Анастасиевка (дольмены)

Июнь 2005

Группа из Ростова-на-Дону 8 человек, составом: Артем (фотограф), Владимир, Алексей (фотограф), Наталья, Светлана, Димитрий, Наталья, под руководством Дмитрия (он же завхоз) прошли по маршруту:

Ростов – Туапсе – о.п. 1744 км – каньон реки Букепка - о.п. 1744 км – ст. Индюк – г. Индюк - г. Семашхо – Двухбратский ручей – г. Два Брата – с. Анастасиевка – с. Георгиевское – Туапсе – Ростов.

Время прохождения маршрута 2005 год:

9 июня - Ростов – Туапсе отъезд поезом в 20:27

10 июня - Туапсе – о.п. 1744 электричка на Горячий Ключ

о.п. 1744 – начало каньона 4,5 км

каньон р.Букепка 1,1 км (радиалка)

водопады р. Бешенка 2 км (радиалка)

Общий набор/сброс высоты незначительно, пройденное пешее расстояние - 8 км

11 июня – каньон р.Букепки – о.п.1744 4 км

о.п.1744 – станция Индюк 0,5 км

станция Индюк – г.Индюк 2,5 км

скалы Индюк и триангуляр Индюк 2 км (радиалка)

Общий набор/сброс высоты 1000/0 метров, пройденное пешее расстояние - 9 км

12 июня - г.Индюк – г.Семашхо 7 км

г.Семашхо – Двухбратский ручей 2,5 км

разведка Двухбратского каньона 2,5 км

Общий набор/сброс высоты 300/600 метров, пройденное пешее расстояние - 12 км

13 июня – Двухбратский ручей – г.Два Брата 0,5 км

г.Два Брата – с. Анастасиевка 6 км

с. Анастасиевка – с.Георгиевское 3 км

с.Георгиевское – Туапсе автобус

Общий набор/сброс высоты 300/800 метров, пройденное пешее расстояние - 9 км

14 июня – Туапсе – Ростов прибытие поездом в 06:30

Суммарная протяженность пешего пути 38 км, суммарный набор+сброс высоты 3000 метров.

Особые обстоятельства:

•  Окончательно нить маршрута сформировалась в электричке

•  В группе был один новичок и трое участников с одноразовым опытом походных выходов, то есть 50% состава группы процентщики.

•  Совмещение руководителем роли завхоза (больше – НИКОГДА!)

Из Ростова выехали поездом местного формирования Ростов – Адлер в 20:27.

В Туапсе прибыли в 05:00. Взяли билеты на горячеключевскую электричку до остановочной платформы 1744 километр. Электричка отходит в 06:46. Имеющееся свободное время потратили, сходив на пляж. От вокзала к пляжу можно дойти меньше чем за 15 минут. Идем вдоль железнодорожного пути, справа остается бетонная стена туапсинского рынка, затем поворачиваем направо, огибаем в влево хоздворы, проходим под трубой теплотрассы, переходим мост через речку Туапсинку, а дальше море само позовет плеском волны…

В 07:35 мы на станции 1744 км, это вторая остановка после Кривенковской. Рядом с платформой догнивает остов старенького автобуса – это ориентир что вы сошли на нужной станции.

Спускаемся с платформы 1744 километра и падаем по тропе до выложенной плитами автомобильной дороги у моста через реку. Переходим мост. Добраться до каньона можно множеством способов. Основные ориентиры это 300х300 метров старый заброшенный яблоневый сад и на его дальнем краю линия электропередачи (ЛЭП). Место где в дальнем углу сада ЛЭП пересекает реку Букепку – ключевое, от него только одна тропа по правой стороне (относительно течения) берега.

Вот два варианта, выбирайте:

1. От моста продолжать идти вправо по главной дороге дальше, следуя красным указателям-стрелочкам на бетонных столбах с надписью «слет». Они приведут к месту слияния рек Букепки и Чилипси. По правому берегу (относительно течения), тропой, нужно идти вверх по реке, не теряя ее из виду. Местами тропа идет почти по руслу, но не переходит на другую сторону. Меньше чем через 10 минут она выведет к яблоневому саду, где потеряется. Обходя сад справа (слушая плеск реки в зарослях) подходим к пересечению ЛЭПом реки. Здесь начинается хорошо нахоженная основная тропа, к которой следует продраться метров десять через заросли. В этом же месте реку пересекает грунтовая дорога.

2. От моста пойти влево по одной из двух грунтовых дорог. Следует выбрать ту, которая более круто, чем ее двойняшка, набирает высоту (эта дорога лежит между бетонной автомобильной дорогой и грунтовой, идущей вдоль реки). Поднимаясь по ней минут пять, доходим до опоры ЛЭПа, в этом месте поворачиваем направо и по ответвлению грунтовки, ориентируясь по проводам (идти надо вдоль них) спускаемся минут 10 к Букепке. Заброшенный сад при этом находится справа.

Вариант 2 наиболее предпочтителен, потому что он проведет нас вдали от домов и «хозяев» каньона. Как нам объяснил Олег (рабочий бригады по облагораживанию каньона Бешенки, в перспективе повар строящегося лагеря), Сергей-хозяин и Сергей-лесничий взяли в аренду этот участок туапсинского парка с целью его оцивилизирования для массового вывоза туристов и зарабатывания на них денег. С человека планируется брать за посещение каньона 30 рублей в день. Говорят, что есть документы, подтверждающие легальность их деятельности. Наша группа прошла бесплатно по случаю отсутствия «хозяев» дома. Можно не платить, но тогда за сохранность оставленных вещей никто из десяти рабочих «не отвечает», а в рюкзаках по каньону пройти сложно.

От места, где появилась основная тропа правого берега, идем по ней 25 минут и, перейдя речку Бешенку, выходим на полянку.

Водопады Бешенки:

На полянке можно сразу оставить в кустах рюкзаки и по нижней грунтовой дороге сбегать к водопадам Бешенки (15 минут до первого). Водопады крутые и скользкие, без снаряги можно пройти только два нижних, обойдя их по склону. Дальше идут несколько водопадов более 10 метров высотой (их истинное количество автору не известно, но есть информация об их большом числе). Будьте осторожны, даже летом, когда воды мало, их русла опасны для лазания!

Каньон Букепки:

От полянки 15 минут ходу дальше правым берегом против течения Букепки, и вы подойдете к каньону. Он начинается у прекрасного озерца изумрудного цвета чистейшей воды. Здесь нужно освободиться от поклажи - рюкзаки можно оставить, немного не доходя лавок и обеденных пеньков, приготовленных для туристов «хозяевами». Можно договориться с рабочими о временном хранении вещей в бытовке. Или сразу поставить палатки на понравившейся полянке (не забывая что у реки есть еще и левый берег).

Протяженность каньона составляет около 1 км 100 м, высота нависающих с карнизами скал от 20 до 50 м, ширина самого узкого места не превышает 2 м. В русле основного потока и притоков многочисленные водопады, водоскаты, ванны, ниши, гроты. В начале каньона, чуть выше над тропой, на левом берегу, в тектонической трещине заложена пещера, из нее дует холодный ветер. Лаз сужается и ведет куда-то вглубь, предварительно сделав крутой поворот направо.

По дну каньона тропы нет, только в начале у озерца «хозяевами» насыпан гравий и сделана деревянная лестница. Трассу прохождения нужно чувствовать, вариантов всегда больше одного, иногда проход можно найти выше человеческого роста. Слоистые породы позволяют передвигаться по стенкам каньона, но не везде камни сухие даже в солнечный день. Неподготовленной группе глубоко в каньон лучше не ходить, а ограничиться пещерой и притвором русла. В дождь прохождение трассы крайне опасно.

Через 1,5 - 2 часа, не сильно торопясь, вы подойдете к месту слияния Букепки и Таштая. Тут открывается на сколько ошиблись в названии реки первопроходцы. Таштай во много раз мощнее тоненького ручейка Букепки, едва текущего по дну огромного каньона. Пройдя по нему 40-50 метров, вы окажетесь у узкой щели из которой сочиться вода. Двигаться дальше крайне сложно. «Хозяева» в будущем планируют забить бетоном эту щель, сделав на Букепке искусственный водопад…

Продолжаем движение вверх по ручью Таштай. Постепенно склоны отодвигаются и раздвигаются - каньон превращается в зеленое ущелье, а порожистая река в обыкновенную горную речку. Минут через 20 после Букепки, немного не доходя до безымянного ручья, впадающего в Таштай с левого берега, будет стоянка с кострищем посреди пологой площадки с буйным подлеском. Здесь хорошо остановиться на перекус или приготовить горячий обед. С этого места можно возвратиться к рюкзакам более простым путем: реку пересекает тропа. На правом берегу она поднимается по отрогу на вершину горы Букепки. А на левом берегу, пройдя через стоянку с костровищем, уводит забираясь вверх выше и выше, пока не выйдет на дорогу примыкая к ней справа (дорога без тропы очень старая и вся заросла, ей не пользуются, потому место ответвления будет хорошо видно если идти в противоположную сторону), через 5 минут дорога сливается с наезженной грунтовкой (входит в нее справа), и идет по ней пока справа обрыв. Как только дорога уходит резко влево на хребет, нужно искать старый волок вниз, а потом тропку (длиной 20 метров не больше). Тропка спускается к реке в самом начале каньона.

Если кто-то не желает платить деньги за осмотр нерукотворного каньона и пользоваться насыпанными тропами и мостиком, тому рекомендуем от начала каньона перейти на левый берег, и подняться от мест стоянок вверх по склону до пересечения с грунтовой дорогой. Нужно проделать описанный выше путь, но в обратном порядке. На него уйдет не больше 30 минут. Главный ориентир – слева должен всегда быть склон к реке, то есть нужно сворачивать во все левые дороги и тропы. Ниже этой дороги все равно ничего нет кроме очччень высокого обрыва, потому вы попадете 100% по тропам только к стоянке у безымянного ручья, где можно ставить лагерь. А на вопросы «хозяев» нужно отвечать, что вы идете на гору Букепка (ведь вы действительно идете по тропе на нее).

Как попасть от платформы 1744 км на станцию Индюк:

Нужно идти в сторону Туапсе вдоль жд полотна от остановочной площадки, пока не дойдете до ступенек на насыпь, перейдя по ним рельсы, вы сразу попадете на тропу, забирающую вверх. Пройдя по ней минут 10, вы дойдете до развилки. Вправо пойдет чуть менее хоженая тропа и выведет к автотрассе на автобусную остановку, влево уйдет тропа на станцию Индюк.

Дорога на скальные массивы Индюка:

Троп на Индюк много, и даже очень. Можно подняться по дорогам и тропам, пересекающимся несколько раз и опять расходящимся. Автор три раза поднимался разными маршрутами, и тропы, неизбежно выводя к нескольким узловым местам, приводили на сами скалы. Главные правила: тропы или дороги должны вести на визуально просматривающийся Индюк или набирать высоту.

Маршрут начинается у жд моста через речку южнее станции Индюк.

Встаем с электрички, двигаемся к Туапсе по жд полотну. Переходим мост (прекрасный вид на Индюк если нет тумана), сходим с насыпи налево. Наиболее четко выражена тропа, начинающаяся от синего металлического шкафа сразу за мостом, от него она резко набирает высоту по глинистому склону. (Есть еще грунтовая дорога, идущая от ручья, слева и ниже этой тропы, она тоже ведет в верном направлении.) Двигаясь тропой минут 10-15, и набрав метров 100 высоты, мы примыкаем на грунтовую дорогу, выходя на нее справа. Эта дорога та, что начиналась внизу у ручья. Очень скоро эта дорога вливается слева в еще одну дорогу. В месте соединения есть ориентир – камень в стрелке дорог. От этого места идти без приключений 10 минут до так называемой предполянки ЛЭП – места, где хорошо немного отдохнуть перед очередным этапом. На предполянке нашу дорогу пересекает грунтовка, уходя по ней вправо, можно также в конце концов выйти на Индюк. (Пройдено 25 минут)

Идем дальше по нашей дороге, проходим под проводами ЛЭП. Следим за маркером: голубой минус на белом фоне. Придерживаемся правых поворотов. Наша цель – найти сход тропы с дороги. Впрочем тропу потерять крайне сложно, но если это все таки произошло, ее можно найти на противоположной стороне вырубки под ЛЭПом, забирающей влево вверх. Следующее узловое место, куда сходятся все тропы, это овраг с еле живым ручейком. Тропа выбирается на другую сторону и начинается набор высоты метров 30-40, после чего в зарослях рододендрона тропа разветвляется. Лучше держаться левого рукава – так короче. Тропы сходятся у старого водозабора – бетонного бункера, бывшего склада боеприпасов. За дверью слышно звук льющейся воды. На карте это место обозначено как вдхр . Дальше тропа только набирает высоту. Кстати, не поленитесь немного не доходя до конца взлета бросить рюкзаки и выйти на каменную осыпь Индюшки – тут есть на что посмотреть и в ясный день и в туман. Набрав метров 100-150, тропа выводит на поляну каштанов. Часть туристов уже здесь ставит лагерь. Есть ручей, множество плоского пространства для палаток. Уходящая вправо тропа ведет к Индюку, уходящая влево – к Индюшке и Индюшонку. Удобство этого места – равнодоступность скал, но в этом и его минус. Набирать 150 метров с утра, чтобы посмотреть восход, или с вечера, чтобы проводить закат – подвиг. А набегающие облака-туманы, а ночные огни поселков внизу? Этого отсюда невидно. Потому все же лучше после отдыха продолжить восхождение. (От полянки ЛЭПа пройдено ~30 минут.)

Набор высоты в 150 метров по левой тропе от полянки, преодоление в верхней части подъема пыльного грунта (или скользкого дерна – кому как везет), ступеньки по торчащим корням деревьев и - вы на хребте, на подъем затрачено 15-20 минут. По хребту влево – на Индюшку (там слоновая тропа лишь в одном месте разрезается осыпью, и нужно идти нижней слабозаметной тропой, а тропа-обманка уводит вверх, но не на саму вершину). Вправо по хребту – лежат следующие тропы (указаны по мере ответвления):

1. На стоянку из 4-5 палаток

2. На скалы Индюк. Тропинка дугой обходит пройденную нами нижнюю поляну по верху и выходит на хребет к Индюку, хорошо просматриваемый с Индюшки. На дорогу нужно заложить не меньше часа, преодолевать придется нагромождения камней вытянутые в цепочку и пройти путь длиной 1 км. По пути обратите внимание на большой камень в самом начале хребта – сторожевая башня. С него хорошо просматриваются окрестности, в том числе великолепный вид на Индюшку. В туман (в облачности), у путешествующего по хребту возникает ощущение хождения по облакам, когда сильный южный ветер переваливает тучи через этот каменный барьер. С верху – небо, под ногами кучевые перины… Кстати, сильному южному ветру обязаны своей низкорослостью вершинные дубы – редкое дерево выше 7 метров. Ощущаешь себя в этом лесу великаном.

3. На дальнейший маршрут к горе Семашхо.

Если перевалить через хребет у Индюшки и спускаться вправо, выходим на замечательные стоянки у Индюшонка (на него можно тоже залезть). Слева внизу течет непересыхающий холодный ручей. Важно – на этих стоянках всегда дует ветер, и даже в летний зной по ночам довольно свежо.

Что можно посмотреть на Индюке:

Индюк великолепен в первую очередь своими скалами и видами с них. Скала Индюшка, к примеру, позволяет обозревать долину на 120 градусов. Не менее широкие сектора обзора у Индюка и Индюшонка. Обилие каменных глыб на хребте к Индюку дает возможность путешественнику оценить свой опыт в преодолении препятствий и скалолазания, а стена «Сыр» в его самом конце, позволит этот опыт углубить. Не смотря на удобство и множественность отверстий и зацепов, двенадцатиметровый «Сыр» следует преодолевать только со страховкой! На скалу Индюк подняться можно по центральному разлому, куда ведет тропа. После дождя подъем несколько затрудняется из-за скользкой грязи, но при должном внимании к зацепам, он преодолим и в таком состоянии. Можно сходить на географический Индюк. Для этого нужно пробежать по тропе вверх мимо осыпавшихся окопов времен Великой Отечественной (их только вдоль тропы нарыто не меньше полусотни). Через 10-15 минут, как только тропа начнет сбрасывать высоту, с нее нужно уйти влево и дальше ориентироваться по рельефу. Географическую вершину отмечает триангуляр, вокруг много малины, ежевики и крапивы, однако не тем место замечательно. На вершине нет наверное ни одного нетронутого молнией дерева – все стволы сожжены или изнутри, или лопнули посередине, или причудливо спиралью или полосами опалены. Эдакий музей с названием - что может молния…

Индюк – Семашхо:

Как и было отмечено выше, тропа на Семашхо начинается на хребте у Индюшки, ведет на восток, в сторону географического Индюка, оставляет его слева, сбрасывает немного высоты и вливается в грунтовую дорогу. Дорога обходит, оставляя слева безымянную вершинку и набрав немного высоты, выходит на грязную полянку у самой вершины горы Круглая. С этой полянки вниз ведет дорога, ее проходим и выбираем ту, что придерживается хребта, она – дальняя на полянке. Если обратите внимание, у нас за спиной с пройденной вершины спускается едва различимая старая грунтовая дорога. Ею уже давным-давно не пользуются, но на карте только она одна и отмечена. От Индюшки пройдено 40 минут. Оставляя слева Круглую мы движемся по дороге. Главное правило – держаться всегда вершин, и при всех изломах дороги и разветвлениях, выбирать верхнее направление движения. По пути встречается много металлических пластинок, прибитых к камням и деревьям, на них фамилии солдат и офицеров, защищавших эти горы и погибших в 42-43 годах. После характерного зигзага дороги (лево-право), можно считать 2/3 пути до Семашхо пройденным. Несколько обширных полян и Семашхо предстает перед нами во всем великолепии. Вершину поросшую травой венчает бетонный монумент – полукруг крепящийся на трех автоматах. Вся дорога с отдыхами и перерывами занимает чуть меньше 3-х часов.

Семашхо можно обойти по тропе, если идти вправо (там кстати, есть хорошо наезженная грунтовка, ведущая в Анастасиевку). Можно стать на полудневку или обед - в овраге справа по тропе есть ручей. А можно подняться на вершину, тем более что эта вершина имеет центральное расположение по отношению к окружающим горным массивам. Тропа к вершине – логичное продолжение дороги, приведшей к Семашхо (имеются тропки-обманки, потому следует слегка (!) забирать вправо).

С вершины 1035 метров видны: совсем рядом два горба Два Брата, вытянутый хребет гор Большое Псеушко, Тхихурай, Каштановая; изрытая Папоротная; словно миниатюрные четырехтысячники Букепка, Агой, Лысая; скалы и георгафический Индюк; гора похожая на Шесси – Сардепе; скалы Сур-Кар у горы Сосновка; великан Шесси, головершинная Семиглавая, а между двумя последними просматривается покрытый нетающим ледником Фишт. Ради этого вида стоит набрать, а потом сбросить 75 метров! В Великую Отечественную было много боев за обладание этой вершиной – удобной точкой наблюдения и ведения огня по населенным пунктам, которые также как и вершины: как на ладони.

Вершины Два Брата:

Спуск с Семашхо – катание на желтых камушках сыпухи с забором вправо – к тропе. Дальше тропа проходит через пару полянок и ведет с правой стороны более выраженного хребта. 40 минут неспешной ходьбы, и вы на смотровой площадке (справа от тропы). Со скал видны как на ладони Два Брата, угадывается за зеленью каньон Двухбратского ручья. Тут же можно оценить путь к Анастасиевке или Георгиевскому. Через 10 минут после выхода со смотровой и неудобного спуска по камням в седловинку, слева от тропы – «воронье гнездо» или «палец». Это метровой ширины скала, выдающаяся метров на пять над пропастью, на конце каменного пальца, похожий на гнездо, растет куст можжевельника. Красивое место, но следует быть внимательным к порывам ветра, возникающим внезапно и способным сдуть неустойчиво стоящего человека. От этого места не больше 20 минут спуска по рыхлому дерну и мелким камням, и можно выбирать стоянку у Двухбратского ручья. Их там – множество (по скромным подсчетам автора можно расположить не меньше 150 человек).

Двухбратский ручей образуется слиянием двух ручьев и множества пересыхающих летом потоков. Если совсем немного пойти по руслу, можно найти несколько каскадов одного водопада. Чтобы на него посмотреть снизу (от чаши), нужно спуститься по корням с десятиметрового обрыва. Камни по которым стекает вода обильно поросли мхом, и водопад можно назвать зеленым. Второй водопад, пятнадцатиметровый находится в пяти минутах ходьбы ниже. По водопаду легко спуститься в сухую погоду, когда подошва не скользит, но в дождь и без веревки к нему лучше не подходить, чтобы не соблазнять себя на спуск. Основной способ перемещения по этому склону – хорошее сцепление обуви, руками там зацепиться сложно, потому в мокрое время единственно безопасный спуск – держась за веревку, о чем свидетельствуют несколько вбитых в камень петель. Ниже этого водопада начинается Двухбратский каньон. В основном он лежит ниже этого уровня, за третьим, очень высоким водопадом. К этому водопаду сверху можно добраться, но только по воде. Нужно в начале миновать пятиметровую влажную стеночку, по которой можно проползти, цепляясь за выступы. Дальше – метровой ширины косая полочка, уводящая к грязненькой пещерке. У пещерки – выступ, над котором вбиты два костыля и натянута полуметровой петлей древняя веревка. Дальше – только по воде в метровый промежуток между каменными стенами, спрыгнув с двухметровой каменной полочки, по колено в воду.

Однако, к каньону можно добраться, обойдя этот участок верхом.

У вершины второго (пятнадцатиметрового) водопада, на правом берегу (по течению реки), начинается вверх хлипкая тропочка, в начале напоминающая водосток, но чем выше по ней подниматься, тем четче она становится видной. Набрав метров 100 по вертикали, выйдя на вершину, сразу нужно уходить влево, в сторону течения реки и теперь сбрасывать высоту, держась у самого обрыва. Очень нестабильная каменная осыпь, по которой идет спуск – это старая мало хоженая тропа, которая внизу, после маленького ущелья, на горизонтальном участке становится вполне различимой. От ущелья она довольно-таки плавно сбрасывает высоту и через 20 минут приводит к каменным останцам края каньона Двухбратского ручья. От стоянки до каньона добираться, не останавливаясь на водопадах - больше часа (чистого хода). Лучше идти это расстояние без веса.

Двухбратский ручей заселен енотами, будте осторожны с провизией!

Тропа на вершину Двух Братьев начинается от левого ручья, метров за 50-70 до его слияния с правым. На нее можно попасть, преодолев холм со стоянками. В целом, эта тропа является продолжением пути с Семашхо. Совсем немножко – 20 минут и мы на седловине. Слева - едва различима тропа по вершинам на Семиглавую, ощущение что ей очень-очень давно не ходили даже разведчики, справа – нахоженная тропа на оба горба вершины Двух Братьев. Не больше 10 минут и – вершина. Если при восхождении на Семашко было облачно – сейчас есть возможность рассмотреть соседние вершины. Фишт и Семиглавая с Двух Братьев кажутся красивее, может от того что они ближе на три километра?

Тропа в Анастасиавку, Дольмены:

С седловины вниз идет тропа, в двух местах она довольно крутая, и проходима с небольшими задержками. Вскоре она сливается с дорогой, которая приходит справа. Еще несколько раз дорога разветвляется и сливается, при этом нужно всегда уходить на левые ветки. Дорога местами очень грязная, потому временные тропы уходят с обочины в лес и идут вдоль дороги, не отходя от нее дальше 10 метров.

Где-то на половине спуска, вправо, горизонтально уходит в лес под углом 90 градусов четко выраженная тропа. Через 20 метров она проходит по овражку, затем пересекает другой овражек, метров через 300 от дороги она приводит к двум разрушенным дольменам. В одном дольмене сохранилась только плита с отверстием, во втором же, вся передняя стенка фасадом еще стоит на своем месте. От дольменов дальше тропа уводит к каньону Двухбратского ручья, описание верхней части тропы которого можно найти выше. Кстати, только при движении по тропе в сторону дороги виден очень частый маркер – белые круг и в нем точка. Место выхода тропы на грунтовку ничем не примечательно. Наша группа пометила его двухметровым бинтом, подвесив болтаться концами с ветки дерева. Можно как ориентир указать, на 100 метровый без изгибов, участок дороги с равномерным понижением, стазу после тропы.

Грунтовка выводит к Двухбратскому ручью, по которому нужно идти к месту слияния с рекой Пшенахо. По пути нужно пройти через поляну, на дальнем конце которой строения МЧС. Перейдем через Двухбратский ручей, пройдем место слияния четырех дорог (наша - вторая если считать слева по ходу), пройдем место слияния трех дорог (наша – центральная) и выйдем на широкую дорогу вдоль Пшенахо. По этой дороге идти до железного моста – не больше 10 минут. За мостом в тени можно сделать привал. От седловины до этого места – около 2,5 часов со всеми привалами.

Пройдя от моста 250 метров в сторону Анастасивевки, влево вверх будет широченная тропа (или маленькая дорога), идя по ней метров 100 в гору попадаем к четырем дольменам. Дольмены ориентированы отверстием на восток, каждый выдолблен из цельного валуна и окружен бруствером из камней высотою в метр. Только один дольмен сохранился нетронутым, остальные разрушены. Однако, их фрагменты дают представление о форме и приблизительном виде мегалитов.

Не сходим с дороги и попадаем в Анастасиевку, предварительно узнав о расписании движения автобусов на Туапсе (идти 30 минут от моста). Летом 2005 года были точно дневные рейсы в 13:30 и в 16:30, но расписание может легко измениться. Если на автобус успеваем, то при входе в Анастасиевку поворачиваем первой улицей налево, проходим квартал, там направо, дальнейшее расположение остановки выясняем у местных жителей. Если автобус только что ушел, есть смысл идти в Георгиевское. Тогда налево не поворачиваем, а идем прямо, проходим Анастасиевку насквозь, выходим на асфальтовую трассу. До Георгиевского 2 километра и еще один километр от пересечения дорог направо. Идти 40 минут. Остановка находится напротив магазина, где можно вновь вспомнить цивилизацию. Тут собирается транспорт Георгиевской, Анастасиевки, Псеушко. Уехать значительно проще.

В Туапсе с остановки автовокзала продолжаем идти по ходу автобуса один квартал, затем поворачиваем налево и идем вдоль бетонной стены до выхода к мосту, путь через который описан выше. Дальше – море само позовет. J

 

Удачи вам в хождении по старым и новым тропам!!!

 

--
mountain-rostov.narod.ru

Сайт управляется системой uCoz